Тамбовская психиатрическая клиническая больница

Психотерапевтический туризм

 
Психотерапевтический туризм
как особая форма групповой психотерапии лиц молодого
возраста, злоупотребляющих ПАВ
 
Соборникова Е.А. Дубровина М.Н., ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница»
 
     В настоящее время существует множество вариантов и форм групповой психотерапии. Несмотря на их разнообразие, суть их воздействия определяется общими терапевтическими факторами: вселение надежды, универсальность переживаний, снабжение информацией, альтруизм, корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы, развитие навыков социализации, имитационное поведение, межличностное научение, сплоченность группы, катарсис, экзистенциальные факторы (И.Ялом, 2000).
 
     В рамках антинаркотической программы «Четвертое измерение» (Соборникова Е.А., Сысоева И.Е., Раю Н.А., 1999) помимо групповой психотерапии в условиях подросткового наркологического кабинета осуществляются особые формы групповой психотерапии - летний лагерь и специальные путешествия (в данной работе объединенные названием «психотерапевтический туризм»). Сообщения о подобных способах психотерапевтического воздействия находим в работах Pelham & Hoza, 1996 – «Интенсивная летняя лечебная программа» в формате летнего лагеря для детей и подростков, страдающих гиперактивностью [4]; Гузикова Б.М. и соавт., 1986 (Ленинградский институт им. Бехтерева) – летний оздоровительный лагерь для больных алкоголизмом [1].
 
     Туристические путешествия с целью реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ, применяются в программах польской системы «Monar» (Кочуровская И., 2001), в некоторых российских реабилитационных программах («Страна живых») и др.
 
     Необходимо отметить, что психотерапевтический туризм существенно отличается от традиционного туризма прежде всего целями: первичны не отдых и развлечения, а нивелирование аддиктивного поведения за счет преодоления психосоциальной незрелости потребителя ПАВ и развития его личностной саморегуляции. Эти цели достигаются посредством погружения в достаточно безопасную экстремальную ситуацию с минимумом комфорта и максимальной активизацией духовно-нравственых переживаний. Основными средствами воздействия являются создание терапевтической среды (правила, нормы, распорядок, система поощрений и наказаний, традиции, ритуалы, атмосфера безопасности, привлечение опыта выздоравливающих участников программы, динамические группы, утилизирующие проблемные ситуации и т.д.); обеспечение условий для развития коммуникативных, социально-бытовых навыков, навыков решения проблем в реально возникающих жизненных ситуациях; а также интенсивная культурно-духовная программа в виде посещения музеев, театров, монастырей, заповедников, восхождения в горы, созерцания красот природы – леса, моря, пещер и т.д. В путешествиях трудотерапевтический компонент реализуется через самообслуживание, в лагере к нему добавляется осуществление различных работ (по уходу за некрополем, парком, церковью).
 
     Психотерапевтические путешествия в программе осуществляются два раза в год продолжительностью 7-10 дней каждое. В путешествие едут участники программы (10-20 пациентов) в сопровождении персонала программы и инструкторов (4-6 человек). Перед путешествием проводится подготовка: совместно с участниками разрабатывается маршрут, изучаются история, культура, природа, достопримечательности тех мест, которые предстоит посетить. В каждом путешествии участники ежедневно ведут «летопись» событий. Во время путешествия действуют определенные правила, позволяющие создать атмосферу безопасности, доверия, духовности. Например: неупотребление ПАВ (включая курение), запрет на агрессию и сексуальные отношения, запрещаются нецензурные выражения, сообщать о нарушении правил как своих так и чужих, каждый участник в случае необходимости может собрать общее собрание и обсудить возникшую проблему. В путешествии закрепляются приобретенные ранее в тренингах навыки проблемно-решающего поведения, общения, ассертивности; 24 часа в сутки осваивается ведение здорового образа жизни.
 
     По нашему мнению терапевтические путешествия выполняют несколько функций: мотивационную, реабилитационную, развивающую.
 
     Другим вариантом психотерапевтического туризма является летний реабилитационный лагерь . Пребывание в лагере предоставляет возможность пациентам погрузиться в реабилитационный процесс на 14 дней, а сотрудникам - наблюдать за поведением пациента круглосуточно, тогда как в амбулаторной программе подростки проводят лишь два-три часа в день. Ежегодно в лагере участвуют 25-30 пациентов программы в сопровождении 5-6-ти специалистов (врача-психотерапевта, врача-нарколога, психолога, специалиста социальной работы, социальных работников). Возраст участников путешествий и лагеря – от 14 до 27 лет. Имеется опыт пребывания в лагере детей зависимых участников программы от 5-10 лет. По нашим наблюдениям пребывание разновозрастных пациентов в лагере и путешествии допустимо и оправдано, поскольку позволяет создать наиболее приближенно модель семьи.
 
    Психотерапевтический компонент работы лагеря осуществляется через проведение ежедневных групп, индивидуальных консультаций. Используются методы арт-терапии (библиотерапия, психотерапевтический театр, танцтерапия, психотерапия творческим самовыражением М.Е. Бурно, ландшафтотерапия), экзистенциальной терапии (логотерапии), когнитивно-поведенческой психотерапии. Антинаркотическое мировоззрение участников лагеря закрепляется благодаря проводимой ими совместно со специалистами профилактической работе в близлежащем детском доме (беседы «равный-равному», тренинги, выступления психотерапевтического театра с специальными профилактическими спектаклями).
 
     В воспитательных целях в лагере действуют принципы самоуправления. Жизнь лагеря организуется «министерствами», возглавляют которые выбранные из участников лагеря «министры» - безопасности, культуры, спорта, информации. Существуют должности ответственных, обеспечивающие работу лагеря: «домовой», «повар», «водонос», «костровой», «дровосек», «ночной дежурный», «солнышко», «физрук», «летописец». Назначение на должности производится ежедневно на общем собрании, используется принцип «ротации». За время пребывания в лагере каждый участник осваивает различные виды деятельности.
 
     В лагере действуют основные правила, традиционно используемые в реабилитационных программах: неупотребление ПАВ (включая курение); запрет на агрессию и сексуальные отношения, и специфические для данного лагеря: соблюдение правил обязательно для всех проживающих в лагере (участников и сотрудников), запрещается покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или «домового»; от поручений, данных специалистами и «ответственными» никто не в праве отказаться и др.
 
     По нашим наблюдениям, психотерапевтический туризм позволяет быстрее достичь сплоченности как важнейшего фактора групповой динамики, что существенным образом повышает эффективность работы группы.
 
     Использование данных групповых форм способствуют полному отказу от употребления всех видов ПАВ (многие из участников до лагеря и путешествий не могли представить своей жизни без сигарет, алкоголя) поскольку участники имеют возможность приобрести и интегрировать опыт здорового образа жизни. Эти формы служат стратегиями возвращения пациентов, прервавших реабилитацию, в программу, поскольку являются привлекательными для подростков и молодежи.
 
     Мы считаем, что этот метод расширяет возможности амбулаторной службы и может быть воспроизведен мультидисциплинарными командами специалистов других реабилитационных программ. Эмоциональный заряд, получаемый во время путешествий и проведения лагеря сотрудниками, может служить профилактикой синдрома сгорания.
 
 
Список литературы:
 
1. Гузиков Б.М., Мейроян А.А., Зобнев В.М. Групповая психотерапия в сиситеме реабилитации больных алкоголизмом // Журн. Невропатол. И психиатр. – 1986. – Вып. 8. – с. 1231 – 1233.
 
2. Психотерапия детей и подростков. /Под ред. Ф. Кендала. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
 
3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 640 с. Pelham, W. E., & Hoza, B. (1996) Intensive treatment: A sammer treatment program for children with ADHD. (pp. 311-340) New York: American Psychological Association Press.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Форма входа