|
Психообразование с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динами...
Кочерова М. В.
старшая медицинская сестра 4 отделения ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница» Психообразование с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамического наблюдения. Образование пациентов, как направление деятельности профессионалов в области охраны здоровья, начало развиваться в клинике внутренних болезней и лишь спустя некоторое время уже в виде так называемого «психообразования» получило широкое распространение в психиатрии. Психообразовательные программы представляют собой ограниченные по времени группы закрытого типа, работающие под руководством профессионалов в области психического здоровья и нацеленные на образование и обеспечение поддержкой пациентов - участников данных групп, которые выступают не пассивными «реципиентами» информации, а активными участниками процесса. Особым звеном в психообразовании является работа с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамического наблюдения (АДН). Данная группа пациентов заинтересовала нас, как наиболее тяжелая и сложная в отношении реабилитационного и терапевтического воздействий. Состояние и поведение пациентов нельзя объяснить только простым сочетанием неблагоприятным клинических и социальных причин, оно определяется более широким комплексов факторов. Одними из причин совершения пациентами этих групп противоправных действий являлись: 1. насилие в прошлом; 2. социопатические тенденции (психопатия, импульсивность); 3. активная психопатологическая симптоматика серьезного психического расстройства; 4. нарушение требований надзора в прошлом; 5. трудности с трудоустройством. В части случаев создается порочный круг, в котором клинические и социальные факторы играют значительную роль: 1. Персистирующая или часто рецидивирующая острота психического состояния, массивность продуктивной психопатологической симптоматики, приводящие к значительным нарушениям поведения, к агрессивным и аутоагрессивным тенденциям. 2. Семейная дезадаптация, стресс в семье, отсутствие получения личностной поддержки. 3. Неблагоприятное социальное окружение, в частности наличие контакта с асоциальными личностями, бедность социальной сети, алкоголизация пациентов. 4. Стигматизация пациентов, негативное отношение к ним со стороны окружающих. 5. Утрата навыков независимого проживания (включая навыки управления бюджетом и социального взаимодействия и т. д. В течение 2009 года нами было проведено обследование 49 пациентов на базе двух отделений (мужского и женского) ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница».
Обращает на себя внимание то, что среди пациентов, находящихся на принудительном лечении и в группе АДН, риск возникновения проявлений насилия более высок, если их возраст не достигал 20 лет на момент первого известного в анамнезе эпизода правонарушения, а так же наличие ранних (до 17 лет) проблем, связанных с адаптацией дома, в школе или обществе. Личностные расстройства пациентов, особенно асоциального или эмоционально-неустойчивого типа, как и злоупотребление алкоголем или наркотиками, значительно повышают риск криминального поведения в целом и в отношении насилия в частности. У пациентов выражено недостаточно критическое отношение к своему состоянию, проявляющееся в большей степени неспособностью к осознанию и признанию своего психического расстройства, его значения для окружающих, необходимости лечения. Они также более склонны к негативным оценкам окружающих с высказыванием устойчивых прокриминальных или антисоциальных взглядов, которые имеют некоторую вероятность перехода в насилие. Основными задачами групповой психообразовательной работы с социально-опасными пациентами являлись: - получение информации о психических заболеваниях, чтобы правильное понимание своего состояния вело если не к управлению своим заболеванием, то хотя бы к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов; - обеспечение психосоциальной поддержки, активация жизненной позиции, повышение социальной компетентности. Психообразовательная работа проводилась в закрытых группах с числом участников по 8 - 10 человек совместно с психологом. Каждый цикл психообразования состоял из 10 занятий продолжительностью 45 минут с частотой 1 - 2 раза в неделю. Занятия строились по принципу тематического семинара с элементами социально-поведенческого тренинга, с обязательным уважением индивидуального опыта участников. За отчетный период было проведено групповых психообразовательных занятий с 24 пациентами, находящимися на принудительном лечении и с 18 пациентами из группы АДН. Проводились занятия по темам: знакомство, правило группы, нарушения восприятия, аффективной сферы, расстройства мыслительной деятельности, основные формы и методы оказания психиатрической помощи, алкоголизм и его стадии, алкогольные психозы, лечение, шизофрения, фармакотерапия при психических расстройствах, расстройства поведения, первые признаки обострения заболевания, последствия несоблюдения лекарственного режима, амбулаторная служба, регулярность обращения к участковым врачам, службы социального обеспечения, правовые последствия правонарушений, Закон РФ об оказании психиатрической помощи.
|
|
Телефон: 8 (4752) 72-72-92 |
Факс: 8 (4752) 72-68-41 |
E-mail: gazatpb@mail.ru |