Страница 1, 2 |
Приложение №2 (Опросник) .zip (9.27 Kb) |
старшая медицинская сестра 4 отделения
ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница»
Психообразование с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамического наблюдения.
Образование пациентов, как направление деятельности профессионалов в области охраны здоровья, начало развиваться в клинике внутренних болезней и лишь спустя некоторое время уже в виде так называемого «психообразования» получило широкое распространение в психиатрии.
Психообразовательные программы представляют собой ограниченные по времени группы закрытого типа, работающие под руководством профессионалов в области психического здоровья и нацеленные на образование и обеспечение поддержкой пациентов - участников данных групп, которые выступают не пассивными «реципиентами» информации, а активными участниками процесса.
Особым звеном в психообразовании является работа с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамического наблюдения (АДН). Данная группа пациентов заинтересовала нас, как наиболее тяжелая и сложная в отношении реабилитационного и терапевтического воздействий. Состояние и поведение пациентов нельзя объяснить только простым сочетанием неблагоприятным клинических и социальных причин, оно определяется более широким комплексов факторов.
Одними из причин совершения пациентами этих групп противоправных действий являлись:
1. насилие в прошлом;
2. социопатические тенденции (психопатия, импульсивность);
3. активная психопатологическая симптоматика серьезного психического расстройства;
4. нарушение требований надзора в прошлом;
5. трудности с трудоустройством.
В части случаев создается порочный круг, в котором клинические и социальные факторы играют значительную роль:
1. Персистирующая или часто рецидивирующая острота психического состояния, массивность продуктивной психопатологической симптоматики, приводящие к значительным нарушениям поведения, к агрессивным и аутоагрессивным тенденциям.
2. Семейная дезадаптация, стресс в семье, отсутствие получения личностной поддержки.
3. Неблагоприятное социальное окружение, в частности наличие контакта с асоциальными личностями, бедность социальной сети, алкоголизация пациентов.
4. Стигматизация пациентов, негативное отношение к ним со стороны окружающих.
5. Утрата навыков независимого проживания (включая навыки управления бюджетом и социального взаимодействия и т. д.
Таблица № 1
* ООД - Особо-опасные действия. По нозологической структуре пациенты распределились следующим образом: Таблица № 2
|
Обращает на себя внимание то, что среди пациентов, находящихся на принудительном лечении и в группе АДН, риск возникновения проявлений насилия более высок, если их возраст не достигал 20 лет на момент первого известного в анамнезе эпизода правонарушения, а так же наличие ранних (до 17 лет) проблем, связанных с адаптацией дома, в школе или обществе. Личностные расстройства пациентов, особенно асоциального или эмоционально-неустойчивого типа, как и злоупотребление алкоголем или наркотиками, значительно повышают риск криминального поведения в целом и в отношении насилия в частности.
У пациентов выражено недостаточно критическое отношение к своему состоянию, проявляющееся в большей степени неспособностью к осознанию и признанию своего психического расстройства, его значения для окружающих, необходимости лечения. Они также более склонны к негативным оценкам окружающих с высказыванием устойчивых прокриминальных или антисоциальных взглядов, которые имеют некоторую вероятность перехода в насилие.
Основными задачами групповой психообразовательной работы с социально-опасными пациентами являлись:
- получение информации о психических заболеваниях, чтобы правильное понимание своего состояния вело если не к управлению своим заболеванием, то хотя бы к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов;
- обеспечение психосоциальной поддержки, активация жизненной позиции, повышение социальной компетентности.
Психообразовательная работа проводилась в закрытых группах с числом участников по 8 - 10 человек совместно с психологом. Каждый цикл психообразования состоял из 10 занятий продолжительностью 45 минут с частотой 1 - 2 раза в неделю. Занятия строились по принципу тематического семинара с элементами социально-поведенческого тренинга, с обязательным уважением индивидуального опыта участников.
За отчетный период было проведено групповых психообразовательных занятий с 24 пациентами, находящимися на принудительном лечении и с 18 пациентами из группы АДН.
Страница 1, 2 |