|
Психообразование с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамичес
В ходе занятий пациенты общались между собой, становились более уверенными в поведении, интересовались гранью между болезненными и здоровыми проявлениями психики, рассказывали о своих болезненных переживаниях, приеме лекарственных препаратов, проявляли адекватную оценку своевременного обращения к участковым психиатрам, задавали юридические вопросы по оказанию психиатрической помощи, о порядке проведения принудительного лечения, а также раскрывали свои социально значимые проблемы, в том числе интересовались правами на наследство, дополнительное жилье.
Проводилась оценка эффективности психообразовательной программы с помощью специально созданного опросника: получение от участников данных, подтверждающих приобретение во время занятий информации о психопатологической симптоматике, восстановление контроля за своим поведением, достижение положительного отношения к поддерживающему лечению и групповым занятиям в амбулаторных условиях. Каждый пациент до начала и завершения программы прошел тестовый контроль имеющихся и полученных знаний. Оценка проводилась в баллах от 1 до 3 (1 - нет знаний, 2 - знания недостаточные, 3 - знания достаточные). В целом, средний балл до начала занятий составлял 12,7; по завершению программы - 29,1. Сравнение базисных оценок в начале обучения и оценок по окончании цикла занятий показало значительное улучшение в процессе обучения по самооценке, уровню осведомленности и степени уверенности. Благодаря психообразовательным занятиям с пациентами, находившимися на принудительном лечении и в группе АДН, снижается риск возникновения госпитализма, выстраивается новый стиль общения, что в дальнейшем приводит к улучшению качества жизни пациентов, настраивает их на размышление и осознание личностных проблем, на своевременное посещение психоневрологического диспансера и обращение к врачам-психиатрам, формирует позитивное отношение к противорецидивному лечению и снижение напряженности и агрессии в целом. Так же одним из показателей эффективности проводимой групповой работы служит снижение процента поступлений по социальным показаниям и снижение процента совершения повторных социально-опасных действий. Среди пациентов, прошедших психообразовательную реабилитационную программу, повторного совершения социально-опасных действий не отмечалось, а повторные поступления в стационар являлись причиной обострения психического заболевания. Таким образом, результаты данной работы могут служить отправным пунктом для проведения полномасштабного изучения психологических аспектов качества жизни пациентов, находившихся на принудительном лечении и в группе АДН. Изучаемые показатели могут стать одной из важнейших составляющих оценки качества психиатрической помощи, служить основой для выделения отдельных групп пациентов, имеющих сходные социальные проблемы, особенности их функционирования и самооценки, что позволит создать базу для формирования адресно-ориентированных реабилитационных программ и более целенаправленно осуществлять социально-психологическую помощь. Литература: 1. И. Я. Гурович, А. Б. Шмуклер, Я. А. Сторожакова «Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии». «Медпрактика-М», Москва, 2007г. 2. И. Я. Гурович, А. Б. Шмуклер «Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных». «Медпрактика-М», Москва, 2007г. 3. О. А. Пономарев, А. В. Парняков, В. В. Войцеховский «К оценке риска проявлений насилия у больных психиатрического стационара». АОКПБ, Северный государственный медицинский университет, Архангельск, 2009г. Приложение № 1 ПРОГРАММА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И В ГРУППЕ АДН В СТАЦИОНАРНОМ И АМБУЛАТОРНОМ ЗВЕНЕ ОГУЗ «ТПБ». Актуальность: Социально-реабилитационное направление в последние годы стало приоритетным в практике принудительного лечения и профилактики ООД. Это обусловлено разнообразными причинами: патоморфозмом психических заболеваний с относительным превалированием непсихотических форм, эволюцией научных взглядов на их генез. Уделяется всё большее внимание личности пациента, его реакции на болезнь. Проводя комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, необходимо стремиться к улучшению состояния больного, при котором снижается степень его общественной опасности, появляется возможность изменить ему принудительную меру медицинского характера и перевести его в стационар с менее строгим режимом содержания и подготовить его к выписке. Для этого необходимо определить адекватную программу реабилитации для каждого пациента. Цели программы: 1. Формирование адекватного психического состояния и общественно приемлемого поведения пациента. 2. Повышение социальной компетентности и активности. 3. Изменение установок посредством активного вмешательства с использованием процессов манипуляции, управления и регулирования с учётом индивидуально- личностных особенностей пациентов. 4. Выработка установки на здоровый образ жизни. 5. Выработка умения избегать криминогенных ситуаций. 6. Предотвращение повторных ООД. Задачи: 1. Выработка и овладение навыками оптимальной и эффективной для индивида психической деятельности, способствующей его личностной адаптации в обществе. 2. Контроль за переосвидетельствованием в МСЭК. 3. Привлечение к трудовой деятельности. 4. Привлечение больных к участию в психореабилитационных мероприятиях. 5. Помощь в решении социально-правовых вопросов. 6. Контроль за посещением ПНД и своевременным получением лечения. 7. Контроль жилищно-бытовых условий. 8. Работа с родственниками. Этапы лечебно-реабилитационной программы: В соответствии с программой необходимо придерживаться определенной планомерности, этапности в осуществлении лечебно-реабилитационных мероприятий. В частности, предлагается различать следующие этапы при проведении принудительного лечения: 1.Адаптационно-диагностический. 2. Интенсивные лечебно-реабилитационные мероприятия. 3.Стабилизация достигнутого эффекта. 4. Заключительный - подготовка к выписке из стационара. Основные направления работы: 1. Режим и характер наблюдения. От содержания в наблюдательной палате с постепенным послаблением строгости режима и наблюдения на 1 этапе до предоставления максимальной свободы в условиях данного стационара при сохранении индивидуального контроля со стороны персонала на 4 этапе. 2.Психофармакотерапия. Купирование острых проявлений, симптоматическая терапия на 1 этапе до поддерживающей терапии и пролонгированного лечения на 4 этапе. З.Психотерапия и психокоррекция. На 1 этапе - подробное патопсихологическое обследование для уточнения структуры дефекта и планирования методов психокоррекции, помощь в адаптации; на 2 и 3 этапе- групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия; на 4 этапе- отработка социально приемлемого поведения, психодиагностические обследования для объективизации эффективности. 4. Трудотерапия и терапия занятостью. На 1 этапе - элементарные трудовые процессы, уточнение наклонностей и профессиональных навыков; на 2-м и 3-м -систематический труд в ЛТМ или по ремонту и оформлению интерьера стационара, на 4 этапе - приближение к видам и условиям труда после выписки. 5. Культурные мероприятия. На 1 и 2 этапах- пассивное участие в качестве зрителя, на 3-м и 4-м -активное участие в художественной самодеятельности. 6.Участие в самоуправлении. Наибольшее развитие эта работа принимает на этапе стабилизации, особенно на заключительном, когда больному организуется режим по типу максимального самоуправления при условии постоянного контроля со стороны врача и психолога. 7.Определение трудоспособности. На 1 этапе - направление на МСЭК, на 2-м и 3-м - продление группы, на 4 этапе -решение вопроса о возможном трудоустройстве. 8.Определение дееспособности. В индивидуальных случаях решается вопрос о признании пациента недееспособным и назначении опекуна. 9.Работа с родственниками и опекуном. На 1 этапе - получение анамнестических сведений; на 2-м и 3-м - привлечение родственников к решению социальных вопросов; на 4-м - инструктаж о длительной комплексной внебольничной терапии, наблюдении в ПНД, соблюдении предписанного режима, выявление признаков обострения. 10. Социальная помощь. Начинается на 1 этапе и на всем протяжении лечения - помощь в паспортизации, решение вопроса о регистрации, решение жилищных и других социальных вопросов в контакте с ПНД. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. При поступлении в отделение больной направляется на БПСК. Проводится дифференцированная работа по уточнению психопатологической структуры психоза или личностного расстройства, выявлению ассоциальных стереотипов поведения, уточнения механизмов ООД, определению больных с повышенным риском совершения повторного ООД, определению реабилитационного потенциала; разработка индивидуального реабилитационного плана, а в соответствии с ним и проведение лечебно-реабилитационных мероприятий. 2. Минимальный срок осуществления программы 6-12 месяцев (с учетом реабилитационного уровня и сроков принудительного лечения). 3. Документы, необходимые при осуществлении программы: -дневник ПСР; -журнал индивидуальной и психокоррекционной работы; -индивидуальная карта пациентов, совершивших ООД. 4. Ежемесячно проводится БПСК, на которой проводится оценка произошедших изменений. 5. Перед выпиской обязательным является обследование жилищно-бытовых условий совместно с амбулаторной службой. 6. Для группы АДН на БПСК перед выпиской приглашается участковый врач и специалист ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По результатам прохождения программы на основании выводов БПСК оценивается уровень сформированности навыков, решается вопрос об изменении или снятии принудительного лечения: 1. Выписка в сообщество с последующим активным наблюдением в ПНД. 2. Перевод на долечивание в другие отделения, в том числе и в загородное 3. В случае утраты социальных связей и отсутствии положительной динамики в
результате проведенных лечебно-реабилитационных программ перевод в инвалидный дом.
|
|
Телефон: 8 (4752) 72-72-92 |
Факс: 8 (4752) 72-68-41 |
E-mail: gazatpb@mail.ru |